Статьи
ретроспектива и тематика статей
архитектурного бюро "ИНВАПОЛИС"
 
НОВЫЙ СТАРЫЙ САД

НОВЫЙ СТАРЫЙ САД

автор статьи архитектор Местер О

Традиционная и основная причина неудач эстетического формирования частных территорий - стихийная направленность работ: формирование ландшафта участка - процесс, длящийся годы, а иногда и всю жизнь, но в основном, работы по его обустройству, строительству и озеленению происходят без особого плана, единой, организующей идеи. Поэтому участок «пестрит» деталями, возникшими стихийно, по воле того или иного обстоятельства жизни или случая и не увязанными в единую композиционную ландшафтную картину. В результате работ участок все-таки может оказаться удобным и достаточно разумно организованным, но отсутствие общей идеи отразится на его внешнем виде. Вряд ли усасток, сформированный стихийно, окажется шедевром ландшафтного мастерства, и за прекрасным придется ходить в лес или заглядывать украдкой на участок соседа, действия которого были более продуманы.

Другая, не менее важная причина неудач - изначально существующие ландшафтные недостатки участка, с которыми трудно справиться непрофессионалу: маленький участок или неправильная «трудная» для освоения его форма, слишком большой для участка дом, отсутствие выраженного рельефа, неэстетичное окружение и так далее.

Каков же путь исправления недостатков, как направить свои усилия по верному руслу, сделать ландшафт участка таким, чтобы его образ вызывал приятные ощущения, воспоминания и чувства?

Существует достаточное количество общедоступных и профессиональных средств и приемов гармонизации неудачно сформированных частных территорий, позволяющих успешно справиться с проблемой их эстетической ландшафтной реабилитации.

Ландшафтный образ участка. Наивысшее достоинство благоустроенного участка, встречающееся довольно редко - наличие ландшафтного образа. Создание его довольно трудная задача. Ландшафтный образ - это общий замысел - сюжет, организующий все составляющие сад элементы в единую композиционную картину, задача которой вызывать определенные эмоции и ассоциации. Окружающие формы, их пропорции, соотношения, цвет, освещенность, фактура поверхностей и даже запах могут вызвать самые разные эмоции,   создать радостное или угнетенное настроение, в зависимости от того насколько они гармоничны или, что они вам напоминают, с какими переживаниями ассоциируется. Например, можно попытаться воспроизвести условное фрагментарное изображение природы, создав на участке особо близкий и любимый тип ландшафтной картины, где главный организующий элемент может быть создан на основе какой-либо из характерных природных особенностей вашего участка. Например, на основе   болотца или прудика, ручья, или перепада рельефа на участке, могут быть созданы ландшафтные картины: озеро”, “поляна”, “скалы”, “водопад” и т.д. Можно попытаться воспроизвести на участке определенный тип архитектурного ландшафта, где главным организующим и определяющим ландшафтный образ началом, являются не природные элементы, а сооружения, например: ”старый замок”, “крепость” “стена”, “руины”, “грот” и т.д. Можно изобразить некий геометрический сад с четкими прямолинейными очертаниями дорожек и формирующих сад объемов и силуэтов, контрастирующих с природным окружением, или, если позволяют размеры участка, создать несколько разных по тематике ландшафтных картин, взаимоувязанных в единое целое общим замыслом.

Главное, перед началом работы над ландшафтным образом участка четко представлять, какие чувства, эмоции и переживания нужно получить от его созерцания, попытаться сформулировать для себя,какая ландшафтная картина или сюжет могли бы вызвать желательные эмоции, придумать соответствующую картину-идею сада и найти необходимые средства для создания нужного образа.

Материалы и средства создания ландшафтного образа. Материалом для создания образа могут быть природные элементы участка (земля, вода, деревья, кустарники, газон, рельеф земли, цвет и даже запах растений) и архитектура сооружений (дом, гараж, хозяйственные постройки, малые дизайнерские формы: беседка, пергола, лестница, ограда, скамья и так далее), отделочные и облицовочные материалы(декоративный камень, керамическая плитка или кирпич, камни и валуны ит.д.).

Размеры элементов, их объем, форма, конфигурация и взаиморасположение в пространстве могут вызвать в человеке самые разнообразные эмоции. Линии, плоскости и объемы обладают определенной выразительностью, которая составляет эмоциональный язык воздействия. Например, горизонтальное направление символизирует равновесие, покой, прочность, тяжесть. Вертикальное, диагональное и криволинейное - символизируют движение, динамику.

Каждый образ может быть воспроизведен определенной закономерностью и порядком подбора и размещения форм в пространстве. Состав частей, их количественное соотношение, мера участия в создании образа, закономерность размещения в пространстве называется композицией. Слово “композиция” происходит от латинского “composito” - соединение, связь. Композиция - это основное средство создания ландшафтного образа.

Композиции могут быть самыми разными, готовых рецептов их формирования нет, но существуют определенные средства их создания, такие как ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, различные цветовые и фактурные сочетания и соотношения.

 Каждое из средств не обладает самостоятельной ценностью и не может существовать само по себе. Но зная их и пользуясь ими в необходимых сочетаниях   можно осуществить именно ту композицию, какую вы хотите.

Нюансным или контрастным сопоставлением можно добиться выявления или сглаживания свойства предмета. Контрастные сопоставления усиливают качественные различия предметов, а нюансные соотношения между несколькими последовательно расположенными элементами сглаживают различия между крайними элементами ряда, делая их менее заметными. Пользуясь этим средством можно изменить ощущение от размера предмета. Предмет будет восприниматься меньше, если рядом с ним разместить больший по размеру, и наоборот, будет восприниматься больше в окружении меньших по размеру предметов. Например, высоту дерева можно подчеркнуть, расположив рядом с ним кусты с распластанной формой кроны, и, наоборот,   для визуального уменьшения высоты дерева, рядом нужно поместить еще несколько деревьев меньшей высоты, в сравнении с которыми оно не будет выглядеть таким высоким. Этим же средством можно выявить или изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: серый тон на синем фоне приобретает желтый оттенок, на красном - зеленый, на зеленом - красный. Можно выявить или изменить светлоту тона: светлые предметы на темном фоне выглядят еще более светлыми, а на белом фоне кажутся более темными. Контрастные и нюансные сопоставления могут служить не только для подчеркивания или сглаживания качеств элементов, составляющих ландшафтную композицию,  но и для корректировки объективно существующих качеств, для устранения диспропорций между отдельными элементами ландшафтной композиции. Если, например, рядом с маленьким декоративным водоемом растет крупное дерево, водоем будет восприниматься как лужица или тазик, наполненный водой. Если же все крупное от водоема отодвинуть достаточно далеко, а рядом высадить соразмерные с ним растения: цветы, газон, некрупные кусты, декоративный водоемчик будет восприниматься как озерцо или даже озеро. Пользуясь этим свойством, можно изменять пропорции элементов, групп элементов и даже отдельных пространств, составляющих ландшафтную композицию участка. Например, если вы хотите визуально удлинить или укоротить пространство или какой-либо элемент сада, надо помнить, что из двух элементов более длинным будет казаться тот, который имеет меньшую ширину и большую высоту. Если вы хотите, чтобы пространство казалось больше, надо уменьшить высоту ограничивающего его силуэта и размещать на нем только соразмерные или некрупные формы. 

Приемы гармонизации участка. Территории участков (особенно небольших) формируютсяпо особым законам композиции ограниченного пространства на основе детального исследования участка и изучения окружающего ландшафта.

В процессе формирования ландшафта участка следует стремиться любыми средствами и приемами выявить его изначальные природные достоинства и сгладить, нивелировать его недостатки. Каждый элемент, деталь фрагмент участка воспринимается глазом не абсолютно, а относительно, в сравнении с окружающими деталями и фрагментами, поэтому, используя тот или иной композиционный прием или их сочетание, можно добиться желаемой соразмерности частей композиции и их объединения в целое, выявить достоинства или сгладить их недостатки.

Выявление главного. Гармония созданной ландшафтной композиции определяется составом ее частей и их количественным соотношением, мерой участия этих частей в общей идее. Поэтому, на первом этапе формирования территории должны быть выполнены все элементы ландшафтной композиции, формирующие идею и составляющие ее главное содержание. Затем можно создавать второстепенные части композиции, соблюдая принцип их соподчинения и соразмерности главным элементам, развивая композицию дополнительными ландшафтными картинами, фрагментами и деталями.

Разнообразие характера пространств ландшафта участка. Объединяющим началом ландшафтной композиции участка является его главное пространство. Величина его зависит от размеров участка, основной композиционной идеи и выбранного масштаба изображения ландшафтной картины. Для того чтобы подчеркнуть и выявить его главенствующую организующую роль, необходимо создание контрастирующих с ним уединенных, таинственных, полузатененных уголков: такой принцип построения пространств обеспечит их качественное различие.

Визуальное увеличение главного пространства участка. Если есть необходимость визуального увеличения пространства участка, необходимо вовлечь в него картины окружающего ландшафта, размыкая в некоторых точках силуэт его границ и открывая вид на окружение, и тем самым (совершенно бесплатно) визуально присоединяя эти виды к пространству вашего участка. Точки раскрытия   следует продумать таким образом, чтобы через них просматривалось все красивое, что окружает участок.

Кроме того, чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры участка ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных кулис из растений, которые направят взгляд к раскрывающемуся пространству. Эффект удаления можно усилить цветом растений, цветников и газона. Для этого растения на переднем плане должны быть составлены из пород ярких тонов, а задних планов - нейтральных тонов.

Разнообразие восприятия ландшафтной картины участка. Созерцание на протяжении многих лет одной и той же ландшафтной картины может сильно прискучить. Чтобы этого не произошло, нужно попытаться разнообразить и усложнить ее восприятие созданием ограничительных или направляющих взгляд пространств или изолирующих стенок, позволяющих раскрыть или наоборот ограничить видимость основной картины с разных видовых точек по мере продвижения по участку. В момент ограничения видимости основной ландшафтной картины восприятие должно быть переключено на деталь или видовой фрагмент композиции. Таким образом, даже на небольшом по площади участке можно создать иллюзию разнообразия чередованием и сменой ландшафтных картин по мере движения.

Условность масштаба «изображения». Если территория участка очень невелика, необходимо формировать ее с особой тщательностью, не перенасыщая общую идею деталями и фрагментами. Композиция таких территорий в большей степени подчиняется законам живописи и рассчитывается в основном на статическое созерцание с определенных видовых точек.

При формировании небольших территорий для их иллюзорного увеличения обычно применяют условный масштаб изображения, как основной ландшафтной картины, так и ее деталей.

Единство архитектурной и дизайнерской темы сооружений участка. Большое значение для внешнего вида участка имеет стилевое единство дизайна его основных и малых сооружений (малых архитектурных форм) и выполнение их в одном отделочном материале: кирпиче, декоративном природном камне или дереве и так далее: тогда участок всегда будет выглядеть гармонично, даже при наличии некоторых традиционных ошибок в его формировании.

Итак: как действовать, если вы недовольны внешним видом своего участка и хотите его усовершенствовать?

Если общая композиция прослеживается, ландшафтно-архитектурная и дизайнерская тема намечена, можно подчеркнуть результаты деталями в контексте с общей идеей (покрытие дорожек и площадок, скамейка, грот, цветник, форма газона и т.д.), но если то, что сделано на участке не имеет общего замысла, деталями «горю» не поможешь. Тогда для выявления ландшафтного образа участка необходима профессиональная помощь архитектора, который придумает общую план-идею и определит ландшафтно-композиционную структуру всего участка - его «каркас», который в дальнейшем можно уже самостоятельно или с привлечением ландшафтных дизайнеров и дендрологов «обогащать» фрагментами и деталями, пользуясь средствами и приемами, описанными в статье (формирование главного пространства, соразмерность главного, фрагментов и деталей, визуальное расширения участка, разнообразие впечатлений формированием фрагментов, исправление диспропорций, формирование деталей, и т.д.).

Результат ландшафтного формирования участка на основе профессионально составленного плана его эстетической реабилитации независимо от первоначального состояния территории, всегда положителен и неадекватен средствам, затраченным на разработку ландшафтного плана-идеи реконструкции участка специалистом. Для выполнения ландшафтного проекта реконструкции участка нужны: обследование участка, обмерные чертежи участка, план участка со всеми существующими строениями, деревьями, кустарниками, дорожками, площадками и т.д. и задание на проектирование реконструкции ландшафта и благоустройства участка. Задание на проектирование реконструкции ландшафта и благоустройства участка - это краткое текстовое описание плана предстоящих проектных работ. Оно составляется проектировщиком и содержит: анализ состояния участка, описание проблем, выявление реконструктивных возможностей, постановку основных задач проектирования реконструкции ландшафта и благоустройства участка и их концептуально- текстовое решение.

Архитектурно-проектное бюро “ИНВАПОЛИС”

Для получения дополнительной информации о принципах проектирования ландшафта участка можно в статьях:

"Дачный участок: удобство и красота
ДОМ №2/99,
 автор архитектор Местер О
О приемах планировки и ландшафтном зонировании участков
О проекте привязки к участку жилого дома "ГОТИКА"

 

"Как расположить дом на участке"
ДОМ №5/97,
автор архитектор Местер О
О правилах выбора места для строительства дома

Ознакомиться с ландшафтными проектами участков можно в рубрике сайта "ЛАНДШАФТ", ЛАНДШАФТНЫЕ ПРОЕКТЫ   

Прочитать одноименную статью  "НОВЫЙ СТАРЫЙ САД"можно в авторской публикации в журнале ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН  №3/98

Архитектурное бюро
© Инваполис
www.invapolis.ru
тел./факс: 8 (495) 618 83 28
тел. моб.:  8 916 627 84 40
тел. моб.:  8 916 142 92 95
E-mail: invapolis@yandex.ru
   
   
Статья защищена законом об авторском праве. Полная или частичная перепечатка и использование в других сайтах этого материала запрещено.
 
Архитектурное бюро © Инваполис
All Rights Reserved
При использовании материалов сайта (изображений, текстов, таблиц) ссылка на сайт и указание авторства обязательны
На главную